Необходимость внесения коррективов в «Стратегию государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021-2030 годы» – главный вопрос повестки, рассмотренный на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества 14 февраля 2023 года.

Помощник Президента Российской Федерации, председатель Совета Дмитрий Миронов, руководитель ФАДН России Игорь Баринов, атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда в своих выступлениях обозначили стратегические направления развития современного российского казачества, требующие доработки в соответствие с реалиями времени.

В частности, члены Совета единогласно поддержали предложенные Всероссийским атаманом дополнения в текст Стратегии, которые связаны с участием казаков в СВО, несением ими государственной и иной службы, военно-патриотическим воспитанием молодежи.

Боевая подготовка резерва – обязательна!

В условиях ведения специальной военной операции атаман ВсКО предложил конкретизировать одно из главных направлений Стратегии, связанное с обеспечением участия российского казачества в мероприятиях по укреплению обороны страны, государственной и общественной безопасности – дополнением о предоставлении возможности войсковым казачьим обществам комплектовать добровольческие казачьи формирования.

– Казак – это прежде всего воин, защитник Отечества, а казачество – неотъемлемая часть России. С начала специальной военной операции казаки не стали отсиживаться по хуторам и станицам, как это хотелось противнику. Сегодня 17,5 тысяч казаков в составе 13 казачьих добровольческих отрядов приняли и принимают участие в СВО, мужественно выполняя свой воинский в самых горячих точках, – сказал Николай Долуда.

Что касается требований пункта 13 Стратегии, связанных с обеспечением участия членов войсковых казачьих обществ, пребывающих в запасе, в ежегодных военных сборах, Совет принял предложение атамана ВсКО добавить в формулировку выше названного пункта слово «обязательное участие».

– Всегда служба у казака была по доброй воле и по чести! И сегодня об этом забывать нельзя, – сказал атаман ВсКО. По словам Всероссийского атамана, в 2022 году боевую подготовку на полигонах прошли более 12 000 казаков, из них 2 822 – казачья молодёжь, что на 5,5 тысяч казаков больше, чем в 2021-ом.

– В организации и проведении военно-полевых сборов планку задают Кубанское, Оренбургское, Волжское казачьи войска. В то же время во «Всевеликом войске Донском» и Енисейском казачьем войске были проведены сборы с небольшим охватом казаков, а в Забайкальском, Иркутском и Уссурийском казачьих войсках военно-полевые сборы вообще не проводились, что является совершенно недопустимым и показывает слабость и непонимание атаманским корпусом этих вопросов, – подчеркнул Николай Долуда.

С целью повышения эффективности реализации не менее важных направлений государственной Стратегии, связанных с охраной общественного порядка, защитой государственной границы, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, участием в природоохранных мероприятиях, атаман ВсКО предложил максимальный сценарий данного направления перевести в раздел целевого и основного сценария Стратегии.

– В большинстве субъектов к несению государственной или иной службы казаки привлекаются лишь эпизодически. Увеличение численности состоящих на службе казаков достигнуто только в 5 войсковых казачьих обществах и 6 субъектах РФ: в Кубанском (Краснодарский край), Всевеликом войске Донском (Ростовская область), Центральном (Белгородская область), Терском (Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания) и Черноморском (Республика Крым) войсковых казачьих обществах, – сообщил Н.А. Долуда.

Успешная реализация такого направления государственной или иной службы казаков, как участие в природоохранных мероприятиях, а также социально-экономического развития казачьих обществ, по мнению Всероссийского атамана, напрямую зависят от тесного взаимодействия ВсКО с постоянными комиссиями Совета: комиссии по привлечению российского казачества к участию в обеспечении природоохранной деятельности, экологической безопасности и охране лесов и комиссии по поддержке экономического развития российского казачества.

«Консолидация власти и казачества – нужна, как воздух»

Как отметил атаман ВсКО, содействие процессу взаимодействия казачества и власти для Всероссийского казачьего общества является одной из главных направлений деятельности.

– Не могут не радовать субъекты, в которых работа по выполнению требований Стратегии осуществляется на высоком уровне именно благодаря сотрудничеству казачьих обществ с представителями региональной и муниципальной власти: в Краснодарском, Ставропольском, Приморском и Красноярском краях, Ростовской, Тюменской, Сахалинской, Самарской, Пензенской и Астраханской областях, Республиках Крым, Адыгея, Северная Осетия – Алания и Карачаево-Черкессия, – сказал Николай Долуда.

Атаман ВсКО подчеркнул, что в Кубанском, Терском и Всевеликом войске Донском, как, на отчетных и отчетно-выборных кругах всегда присутствуют руководители субъектов, их заместители, курирующие вопросы казачества, главы муниципальных образований, представители МВД, пограничной службы, военные комиссары, министры образования и другие ответственные лица – все те, с кем войска взаимодействуют в плане выполнения задач целевых показателей Стратегии.

– Там, где власть и казачество слышат друг друга, движутся в одном направлении и усиливают друг друга, – там виден результат! – сказал Всероссийский атаман.

Николай Долуда также отметил, что конструктивный характер обретает сотрудничество казачьих обществ и власти в городе Москве, Белгородской, Магаданской, Калининградской, Калужской, Курганской и Орловской областях, Хабаровском крае, а также в Ямало-Ненецком автономном округе. Наметилась положительная динамика в Забайкальском крае.

Вместе с тем, подчеркнул Всероссийский атаман, есть субъекты — Республика Калмыкия, Оренбургская, Нижегородская, Воронежская, Тверская области и Алтайский край, – в которых единая система взаимодействия региональной власти и казачества не выстроена.

– В настоящее время, как воздух, нужна консолидация общества, а тем более исполнительной власти и казачества, – акцентировал атаман ВсКО. – Потому непонятно такое отношение к задаче, поставленной Президентом.

Память героев СВО увековечат казачьи школы, кадетские корпуса, вузы

Руководством Совета учтено предложение атамана ВсКО, направленное на увековечивание памяти казаков-героев СВО. Совет рекомендовал постоянной комиссии по содействию развитию системы казачьего образования Совета совместно со Всероссийским казачьим обществом направить свои предложения об открытии в образовательных организациях, реализующих образовательные программы с учетом культурно-исторических традиций и ценностей российского казачества, музейных комнат, посвященных СВО.

Задача создания центров военно-патриотического воспитания – станет отдельной строкой Стратегии

В рамках выполнения задач Стратегии по открытию центров казачьей культуры и молодёжных центров Всероссийский атаман предложил внести в Стратегию пункт о создании центров военно-патриотического воспитания, а также дополнить соответствующим пунктом перечень Целевых показателей.

– Необходимо ставить во главу угла начальную военную подготовку для всех образовательных организаций, реализующих казачий компонент, с обязательным акцентом на то, что казак – это прежде всего воин, – подчеркнул Всероссийский атаман.

Воспитательная работа в данных центрах, как и во всех учреждениях казачьей направленности, как утверждает Николай Долуда, будет строиться на обычаях, традициях и героическом прошлом и настоящем казачества.

– Деятельность центров военно-патриотического воспитания позволит формировать у молодых казаков принципы чести, совести, уважения к труду, к старшим, готовности всегда прийти на помощь и сострадать. Им будут чужды трусость, предательство и подлость. Именно эти лидеры смогут повести за собой казачество и обеспечить его будущее, – сказал атаман ВскО.

Информационный фронт – совместная забота и ответственность власти и казаков

Всероссийский атаман считает, что в условиях ужесточения информационной войны, выполнение задачи Стратегии, связанной с популяризацией деятельности казачества и формированием благоприятного отношения к образу казака-воина, – чрезвычайно важно для достижения целей специальной военной операции и обеспечения безопасности страны.

– Предлагаю доработать пункт 19 Стратегии, касающийся развития информационных ресурсов и формирования с помощью СМИ идеологической составляющей казачьего движения в регионах, и возложить ответственность за решение вопросов информационного освещения деятельности казачества на региональные органы власти.

Источник: Всероссийское казачье общество