Рождественские чтения «Православные ценности в современном мире». Федор Данильчик. 5-К класс МБОУ «Табачновская СОШ им Н.Г. Сотника» с. Табачное Бахчисарайского района. Руководитель Малашенко О.С.
«Великие учителя и наставники»
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, — он совершенный учитель».
Л.Н.Толстой
Учитель — одна из первых профессий, возникших на Земле.
Педагог, наставник — самая благородная и очень древняя профессия. Каждый из этих людей помогал изменять мир к лучшему, делал общество более разумным и человечным.
Наставник — это персона, которая дает жизненные уроки из опыта, направляет и помогает. В отличие от учителя, наставник не оценивает знания человека с помощью тестов или контрольных работ. Оценки для него вообще не важны. Гораздо важнее, чтобы его ученик приобрел знания и мог ими управлять. Наставник — человек, который передает конкретный опыт, знания, обучает по правилу «делай как я».
В далёкой древности жил человек, который первым создал собственную методику воспитания детей. Звали его Аристотель. Согласно его учению, ребёнок с раннего детства воспринимает весь окружающий мир одинаково. Дитя с одинаковым интересом впитывает крупицы знаний как из точных, так и гуманитарных областей. Поэтому ребёнка надо учить и воспитывать разносторонней личностью.
Благодаря Аристотелю в античных школах начали преподавать рисование, игру на музыкальных инструментах, физкультуру. Именно Аристотель определил, что в школу ребёнок должен ходить каждый день с семилетнего возраста.
В Древнем мире образование было доступно только ограниченному кругу людей, а в XX веке это положение кардинально изменилось. Сейчас в современном обществе обучаться может каждый человек. Это его неотъемлемое право, которое страны закрепляют на государственном уровне. Высокую роль образования, как социальной ценности, признают и в России.
Можно считать, что учитель создает будущее страны, так как от его труда зависит разносторонность развития знаний подрастающего поколения, его убеждения, мировоззрение, ценности и нравственные качества.
Выдающиеся педагоги, такие как Василий Александрович Сухомлинский, Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Антон Семенович Макаренко и многие другие внесли свой вклад в историю образования и сделали этот мир лучше. На них равняются современные учителя, их труды стали классикой мировой педагогики, а их новые подходы перевернули представление о воспитании и обучении детей.
Наиболее известный русский педагог — Константин Дмитриевич Ушинский. Именно он настоял на всеобщем образовании и открытии сельских и городских школ. Недаром его называют отцом всех русских учителей.
Другой великий советский педагог, Василий Александрович Сухомлинский сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Он предложил принимать ребенка со всеми достоинствами и недостатками. Главным принципом педагогической системы Сухомлинского принято считать принцип «радость познания». Он стремился научить учеников любить науку, книгу, школу, чтобы знания стали страстью и интересом. Важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.
Сухомлинский говорил, что творческий потенциал есть у каждого ребенка, необходимо только разбудить его. В биографии Василия Александровича тысячи сказок. За свою жизнь он сделал для педагогики многое. Сухомлинский творчески переосмыслил труды Аристотеля, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.
«…Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…» — говорил Василий Александрович.
Размышляя о всеобщем учительском труде, я пришел к выводу, что эта не профессия, а скорее образ жизни, великая самоотверженность и труд во благо другому человеку и обществу в целом.
Я горжусь, тем, что у моей страны такое богатое культурное наследие и обширные возможности для обучения, развития, воспитания и самореализации молодого поколения.
И радуется сердце, зная, что у нынешних детей есть все условия для качественного обучения и воспитания. Ведь нынешние школы России и Республики Крым – это современная образовательная среда, оснащенная всем необходимым для полноценного всестороннего развития любого ребенка.
В нынешнее время я обучаюсь в кадетском казачьем классе и очень этому рад. Рядом со мной и моими братьями-казаками и сестрами-казачками находятся опытные и мудрые учителя и наставники. В последние годы в России взят курс на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Именно «Российское казачество» в полной мере удовлетворяет этот запрос.
За процесс воспитания на федеральном уровне отвечает Министерство просвещения Российской Федерации. И именно оно уделяет особое внимание деятельности казаков-наставников в системе казачьего воспитания. Кто же такой казак-наставник? Это педагог, который учит основам строевой подготовки, верности долгу и казачьей мудрости. Конечно же, это не один человек, а целая казачья семья и мы им очень благодарны.
Торжественно приняв присягу казака, наш класс четко обозначил свои жизненные ориентиры. Мы лучше понимаем, что такое любовь к родине, больше знаем о культуре своего края, историю и обычаи своих предков, традиции, передающиеся из поколения в поколение.
Система образовательных учреждений казачьей направленности постепенно завоевывает прочный авторитет в образовательном пространстве по всей России. И на моей малой родине, в Республике Крым, создано немало кадетских казачьих классов.
Моя школа может гордиться своими учениками и воспитанниками, ведь у нас четыре казачьих класса. Обучение и воспитание в моей школе строится на патриотической и духовно-нравственной направленности с православным уклоном. Ведь «Казак без веры — не казак». Нас учат мыслить, чувствовать, верить, любить семью и свою родину.
Поразмыслив, я понял, что без УЧИТЕЛЯ мир рухнет. Эти люди незаменимы, они помогают нам обрести свой жизненный путь и не потеряться на тропах судьбы, ведя за собой в мир знаний и открытий. Не даром, президент нашей страны Владимир Владимирович Путин, объявил 2023 год — годом Педагога и Наставника. Роль учителя для каждого человека и для страны в целом невозможно переоценить.
Я горжусь своими учителями и наставниками! Я счастлив быть юным гражданином такой великой страны! Я очень рад быть учеником-казаком!
Спасибо всем учителям России за самоотверженный труд и ваше доброе сердце. И как бы не сложилась моя жизнь — своих учителей я не забуду никогда!
Источники:
- https://ru.wikipedia.org/?cu
- http://serafim12.blogs.donlib.ru/2023/02/21/velikie-pedagogi-rossii/?doing_wp_cron=1679999626.1055550575256347656250
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том I,2,3: монография. – М.: Лань, 2013.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т.1-4: монография. – М.: Лань,2013
- https://infourok.ru/istoriya-kazachestva-ih-bit-obichai-nravi-867209.html
- https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/05/06/kto-takoy-uchitel