Рождественские чтения «Православные ценности в современном мире». Анастасия Безух. «Великие учителя и наставники. Роль учителя в жизни человека». 5-К класс МБОУ «СОШ №15 им. Кавалера 2-х орденов «Красная звезда» А.П. Шеплякова» г. Симферополь. Руководитель Абаулин А.В.

 «Великие учителя и наставники. Роль учителя в жизни человека»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1«Каждая крошка ценна, ни одна не должна пропасть!»
2. Заключение…
3. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ.
Михаил Иванович Калинин

Учителя всегда являлись главными фигурами в формировании личности и будущего во всем мире. Наставничество в древние времена переросло в целую систему передачи знаний и навыков как молодому поколению, так и взрослым. Существует великое множество систем образования, и, наверняка, все они хороши. Но мы считаем, что во главе стоит именно учитель, наставник, педагог. Человек, который не только знает, но и ювелирно передает свои знания ученикам. Быть учителем — это великое призвание, кропотливый труд и большая ответственность.

Каждый человек нуждается в поиске знаний, в изучении мира, и, как следствие, появляется потребность в следовании за наставником и учителем, взрослым и мудрым, который помогает разбираться в трудных вопросах жизни. Учителем принято считать не только того, кто обучил грамоте, счету, письму и чтению; любой человек, который научил другого какому угодно виду мастерства, по праву возвышенно называется учителем.

Россия всегда славилась своим образованием, и не удивительно, что выдающиеся педагоги и учителя, на методиках и принципах которых построена современная наука о воспитании и обучении родились и трудились в нашей стране. Константин Ушинский поставил изучение русского языка на первое место, Лев Выготский выдвинул на передний план важность психологического развития ребенка и объединил психологию и педагогику, как связанные отрасли науки, Лев Толстой — великий русский писатель открыл в Ясной Поляне, рядом со своим домом, школу для крестьянских детей и сам преподавал там математику, физику и историю; Антон Макаренко, чье имя ассоциируется с самой наукой педагогикой. Его главный постулат — личность ребенка следует воспитывать в коллективе и со всем уважением относиться к его человеческим правам.

Но наряду с великими педагогами, трудились и продолжают трудиться простые учителя, вклад и важность которых очень значимы для общества.

Актуальность темы. 2023 год объявлен годом «Педагога и наставника» и, руководствуясь обращением нашего президента В.В Путина, моя работа направлена на привлечение внимания общества к труду людей, которые отдают своё время и силы детям, молодёжи, нашему будущему. А значит, и будущему России. А также на сопричастие с жизнью и нравственными учениями педагога нашей школы, Прасковьи Петровны Фединой, которая воспитала ни одно достойное поколение людей. Согласна, может в масштабе страны и народа это совсем небольшой вклад, но скоро мы с Вами узнаем, «что каждая крошка ценна, и ни одна не должна пропасть».

Работа по данной теме способствует:
⦁ Воспитанию личности;
⦁ Осознанному отношению к труду учителя;
⦁ Мотивирует и побуждает интерес к исследовательской работе;
⦁ Позволяет расширить знания,
⦁ Развивает патриотизм и чувство гордости за преподавателей.

Цель: Развитие гражданских и нравственных ориентиров. Повышение авторитета учителя.
Задачи:
1. Изучить источники информации по теме исследования.
2. Выяснить, какими качествами должен обладать учитель
3. Выяснить роль учителя в жизни человека.
4. Изучить материал о выдающихся преподавателях и наставниках.
5. Провести поисково-исследовательскую работу по сбору информации о Прасковье Петровне Фединой;
6. Научиться планировать работу.

1.«Каждая крошка ценна, ни одна не должна пропасть»
Год 1966-ой. Двадцать первый год без войны. Во главе страны Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Леонид Ильич Брежнев. Советская страна гордится своими достижениями. Советская автоматическая станция «Луна-9» осуществила посадку на поверхность Луны. На Землю впервые переданы панорамы лунного ландшафта. Станция «Луна-10»впервые в мире вышла на орбиту вокруг Луны. Экономика на подъёме. Это — время больших строек и трудовых свершений. С конвейеров сходят новые автомобили. Режиссеры снимают новые фильмы, которые на много лет переживут свою эпоху. Спортивные команды занимают призовые места.

И для детей это было по-настоящему счастливое время! Мир, гарантированная работа у родителей, бесплатные садики и школы, миллион бесплатных кружков. Растут города, стремительно застраиваются новые микрорайоны. А в них появляются новые современные школы.

Открытие каждой новой школы — праздник. А возглавить ее — честь. Ведь праздник заканчивается, и в школе начинаются будни. Здесь каждый день идет кропотливая работа, объединяющая обучение и воспитание. Руководить такой работой — труд, требующий огромной самоотдачи, таланта организатора и педагога и, главное, безграничной любви.

1966-ой год. Год рождения нашей школы.
Эта школа стала родным домом для всех, кто приходил сюда взволнованным первоклассником и уходил отсюда гордым выпускником, с достойным багажом знаний и памятью о счастливых школьных годах.

Выпускники многих лет снова и снова приходят сюда. Они помнят. Они знают, что огромный путь начинается с первого шага.

Начальная школа. Здесь день за днем, час за часом кипит работа. Трудятся ученики. За три года они усваивают огромное количество знаний, умений и навыков, которые будут использовать всю жизнь. Трудятся учителя: учить малышей — это не только профессиональное мастерство, это искусство, которое невозможно без любви и огромного терпения. Каждый из нас в любых обстоятельствах, в любых жизненных ситуациях, став взрослыми и успешными людьми, обязательно помнит основы, заложенные здесь. Каждый помнит что — то особенно дорогое, личное, что повлияло на него, помогло в становлении и осталось в душе навсегда как высшая ценность.

С первых дней основания школы в ней работала учитель начальных классов Прасковья Петровна Федина. Ученики ее любили, уважали и немного побаивались (так мне рассказала ее выпускница, учитель математики в нашей школе Ноговицына Марина Витальевна).

Учитель — это не только любовь, учитель — это строгость! Вот детей и воспитывали. В строгости. Строгость, требовательность, справедливость. Знаете, как в этом ценилась также учительская доброта, похвала, доброе слово, как сквозь строгость светилась каждая улыбка. Ими не разбрасывались. Как и хлебом, кстати. Это ведь иного поколения были люди, военного. Они такое вынесли, что этого мы, к счастью, не сможем до конца понять. И ученики ее не могли. А только чувствовали. Другой формации были люди -стальные. Гвозди бы делать из этих людей.

Прасковья Петровна пережила блокаду в Ленинграде. Потеряла всю семью. Всю! Она, конечно, об этом не рассказывала. Но дети откуда-то знали. В Крым она переехала после войны. И в нашей школе работала с её основания. Ни минутки слабости, ни слова жалости. Трудиться, учиться – вот для чего нужна школа! Те знания, которые получили ее выпускники в начальной школе, остались на всю жизнь. Но я думаю теперь, что не только в знаниях дело. Её ученики – это был какой-то особый характер. Дисциплина, работоспособность, уважение к другим. Многие стали успешными людьми — инженерами, врачами, учёными. Кто-то по ее стопам — учителями. Но и это не главное. Главное вот что. Никто из них хлеб не бросит. Из воспоминаний Марины Витальевны «На большой перемене пили молоко. Дежурные приносили железный ящик с бутылками с молоком. Мы на партах расстилали салфетки. Каждый из дома что-то приносил. Кто бублики и печенье, кто и бутерброды с сыром и колбасой, а кто только хлеб. Съедали всё с аппетитом – организмы растущие, сил много надо! А Прасковья Петровна всегда смотрела внимательно, чтоб ни одна крошка на пол не упала. Она знала цену каждой такой крошке холодной зимой блокадного Ленинграда. Собирала их бережно на ладошку и говорила: «Нельзя выбрасывать хлеб. Пусть птички съедят». И вся ее строгость, вся требовательность, жесткость даже – всё это в эту минуту забывалось. Для меня, маленькой, это было похоже на какое-то волшебство. Ничего не пропадает в мире, ни одна крошка. Пусть птички съедят». Ее ученики выросли с этим знанием. Что каждая крошка дорога и ценна. И каждому это в жизни пригодилось.

В 1974 году Прасковья Петровна ушла на заслуженный отдых и жила в квартире, которую она ждала 20 долгих лет. Но каждый праздник ее дом наполнялся смехом и голосами ее детей, которые приходили к ней в гости. Многие разъехались по разным уголкам страны. Они писали письма, присылали открытки. А кто мог, тот приходил к ней. В той квартире уже повзрослевшие ребята и собирались. Куда делась вся её строгость? Она встречала их, как родных. Хотя почему как? Они и были для неё самыми родными. И это была такая неподдельная любовь, интерес к каждому. Гордость. Много воды утекло. Но добрая память об учителе осталась неизменной. И хлеб. Уважение к хлебу. К каждой крошке.

Прасковья Петровна Федина проработала в нашей школе с 1966 по 1974 год. Её очень ценили в коллективе. А учителя средней и старшей школы всегда отмечали особенный характер ребят, которых она выпустила.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Главная задача учителя заключается в формировании духовного мира ребенка, определении правил и убеждений человечества в целом. Учитель с малолетства прививает понятия общечеловеческих ценностей, прав, эстетики и культуры, воспитывает правильные представления о мире, учит регулировать свое поведение в соответствии с этими представлениями, учит жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим

Учитель в жизни человека, в его формировании выполняет огромную функцию. Это тот, кто содействует превращению ребенка в полноценную гармоничную личность.

Педагогу необходимо обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем! Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога, то есть его умение передавать знания, доносить их в понятной и легко усваиваемой форме, для этого надо любить свой предмет.

Я считаю, что Прасковья Петровна была удивительным педагогом, ведь у нее получилось личным примером и исключительной любовью к детям в сочетании со строгостью пронести сквозь десятки лет свой завет в памяти и сердцах ее выпускников.

Завет этот ее ученица Кропотова Марина запомнила на всю жизнь. Марина выросла и вернулась в свою родную школу учителем математики. Кропотова Марина стала Ноговицыной Мариной Витальевной, и ученикам своим, в числе которых была и моя мама, которая сейчас учитель английского языка в нашей школе, и мой классный руководитель, Абаулин Алексей Валерьевич, трепетно передавала рассказ о своей первой учительнице и ее завет! А сейчас пришел и мой черед. Я обязательно это запомню! Каждая Крошка ценна, ни одна не должна пропасть!

Литература
1. Гурлитт, Л.О воспитании/Л.Гурлитт/Пер.с нем.–Спб.,1911.–173с.
2. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. – М. :Учпедгиз, 1956. – 374 с.
Интернет-ресурсы:
3. https://frazy.su/28533-citaty-ob-uchitele-i-pedagogicheskoy-professii
4. https://lala.lanbook.com/vydayushchiesya-prepodavateli-rossii